Ильина Нина Фёдоровна
Ильина Нина Фёдоровна
Окончила в 1991 году Красноярский педагогический институт по специальности «Биология и химия» и пришла работать учителем в среднюю школу № 56 г. Красноярска, директором в которой была С.М. Катыщук. В то время Светлана Михайловна уже работала в команде М.А. Мкртчяна и вела коллективные учебные занятия (КУЗ) в одном из классов школы. Она с нами, молодыми учителями, обсуждала проблемы нашей практики, вопросы о том, как научить каждого ребенка. Благодаря этому через два года я стала вести КУЗ по биологии.
В 1995 году в школе была оформлена экспериментальная площадка по созданию новой образовательной практики на основе коллективных занятий, которая вошла в состав Краевого инновационного комплекса.
В конце того же года прошла ОД игра по программированию его деятельности. Вел игру М.А. Мкртчян – кандидат физико-математических наук, зав. лабораторией методологии управления и новых образовательных технологий регионального Центра развития образования, создатель и разработчик содержания работ данного комплекса. Тогда и состоялась моя первая встреча с представителями регионального СМД движения – М.А. Мкртчяном и его командой: И.Г. Литвинской, Д.И. Карповичем, Л.В. Бондаренко, Л.Н. Карпович, О.В. Запятой и др. Эта встреча и напряженная совместная работа оказалась переломным моментом в моей педагогической деятельности, а Манук Ашотович стал моим Учителем. С того момента прошло больше десяти лет, но я до сих пор помню свое состояние после завершения игры – ощущение профессиональной несостоятельности, желание все радикально изменить в своей деятельности и ясное понимание того, что есть другие люди, которые живут по-другому – говорят то, что думают, и действуют так, как думают.
В феврале 1996 года М.А. Мкртчян провел в нашей школе ОДИ по теме «Понимание значимых моментов в деятельности средней школы № 56 и определение возможностей искусственного воздействия на сложившуюся ситуацию». Существенным итогом ОДИ стало создание школьной команды, которая обсуждала проблемы школы, готовила и проводила ОДИ-образные семинары и педсоветы. Директор школы стала вести управленческие семинары, а также в практике школы закрепился постоянно действующий семинар для учителей экспериментальной площадки.
Год спустя я стала зам. директора данной школы, в этот период на мое профессиональное становление оказали существенное влияние методологические семинары М.А. Мкртчяна. Затем перешла работать в лабораторию методологии управления и новых педагогических технологий Регионального Центра развития образования, где наряду с другими видами работ в составе команды М.А. Мкртчяна участвовала как игротехник в ОД играх регионального уровня.
Одним из немногих изданий по СМД методологии того времени (до выпуска архивных работ Г.П. Щедровицкого) был альманах «Кентавр», статьи из которого мы часто обсуждали на семинарах, за что до сих пор благодарны его главному редактору Г.Г. Копылову.
На основе СМД методологии М.А. Мкртчян разработал новую форму образования педагогов – Университет непрерывного образования, которая внедряется в Краевом инновационном комплексе, муниципальных методических службах и образовательных учреждениях края. С 1997 года веду исследования в этой области и в 2006 году защитила кандидатскую диссертацию.
С 2000 г. работаю в Центре образования управленческих кадров Красноярского краевого ИПК работников образования. Команда Центра – ученики М.А. Мкртчяна, в деятельности которого для меня проявилось СМД движение. Я благодарна судьбе за встречу с этим удивительным человеком, выдающейся личностью, неутомимым деятелем, Учителем с большой буквы, за его участие в моем профессиональном и личностном становлении.