Илларионова Татьяна Фёдоровна
Илларионова Татьяна Фёдоровна
Родилась в Красноярске, еще в Советском Союзе, когда многие «выпускники» ММК транслировали методологические идеи «в массы». В эту культуру я попала через практику образования: в 1998 г. окончила Красноярский педагогический университет и аспирантуру по специальности «Педагогическая психология», совмещала обучение с работой педагога-психолога в школе, затем работала преподавателем кафедры психологии Красноярского педагогического университета (КГПУ) им. В.П. Астафьева и методистом лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского краевого ИПК работников образования.
Вхождение в методологическое сообщество произошло благодаря нескольким замечательным людям и выдающимся ученым. С гордостью считаю своими учителями Л.В. Яблокову, И.Г. Литвинскую, М.А. Мкртчяна и А.Н. Юшкова – они представляли разные направления педагогики, психологии и, полагаю, методологии.
Яблокова, основываясь на гуманистических идеях, стала зачинателем и одним из ведущих разработчиков концепции и программы обновления профессиональной подготовки учителя в КГПУ, что было реализовано как проект «Совершенствование качества образования в вузе на основе деятельностного подхода». Проектная команда оказалась методологически мощной: кроме Людмилы Викторовны (проректор по психолого-педагогическому сопровождению; см. п. 1 в списке публикаций), в нее входили М.И. Бордуков (первый проректор КГПУ), Я.М. Кофман (декан факультета начальных классов), И.Г. Литвинская (зав. лабораторией методологии и новых образовательных технологий КК ИПК РО), М.А. Мкртчян (ведущий научный сотрудник КК ИПК РО). Это – те люди, которые активно включали нас в свою деятельность, щедро делясь методологическими знаниями. Значимыми событиями не только в моем становлении, но и в методологическом образовании преподавателей КГПУ стали:
- ОДИ по теме «Включенность каждого студента в учебный процесс как условие успешного обучения» (руководитель Мкртчян, март 2002 г.); в игре участвовали преподаватели и студенты филологического факультета и факультета начальных классов; моделировался процесс обучения в вузе;
- ОДИ по теме «Вопросы качества преподавания в деятельностном подходе» (руководитель Мкртчян, 2003 г.), с включением проектирования деятельности по факультетам и межфакультетским взаимодействием; в ней участвовали преподаватели и студенты филологического факультета и факультета начальных классов, преподаватели факультета психологии, преподаватели кафедры психологии; результаты игры имели управленческую поддержку, т.к. в проектную деятельность включился ректор университета Н.И. Дроздов;
- Открытый проектировочный семинар на филологическом факультете начал работу совместно с факультетом начальных классов (ведущие – С.Г. Липнягова, М.И. Бордуков и Я.М. Кофман, 2003 г.). По ходу обсуждения задач организации и управления учебным процессом произошла проблематизация педагогического сообщества вуза. Мы пришли к выводу, что система педагогического воздействия различна (целостность задается способами коммуникации и понимания), выделили содержательные группы проекта для программирования дальнейшей деятельности.
К большому сожалению, Людмиле Викторовне не пришлось увидеть результаты этой реформаторской деятельности: она ушла из жизни в январе 2002 года…
В содержательном плане мое вхождение в методологию начиналось с представлений о связи мышления с действием, преобразования общественного объекта как построения будущего, со-бытийность. Обсуждались эти темы на городских семинарах, их основателем и руководителем был Манук Ашотович Мкртчян, а сейчас их ведет Ирина Геннадиевна Литвинская, благодаря ей семинар расширил свои границы. В памяти остались реферативные семинары: «Философия и власть. Г.П. Щедровицкий» («Кентавр» № 34, 2004), «Реконструкция подхода рефлексивного в концепции Н.Г. Алексеева» И.Н. Семенова («Кентавр», 2004), «Методологические характеристики учебной деятельности» А. Новикова («Народное образование», № 8, 2005). Городские методологические семинары – уникальный феномен в красноярском образовании, поэтому хочется, чтобы он «закалил» еще не одно поколение методологов.
Главным средством изменения моих представлений стали ОДИ и ОДИ–образные семинары. Сейчас игры посвящены проблемам исследований и исследователей в КСО движении, созданию неклассно-урочной системы обучения в сельских малокомплектных и малочисленных школах, программированию деятельности и непрерывному образованию педагогов школ, становлению новой общеобразовательной действительности (см. пп. 2-5 в списке публикаций)].
Проживание ОД действительности (я проживаю каждую игру как событие) помогло мне самоопределиться с научной проблематикой – профессиональное становление будущего педагога – и начать исследования надпредметной (рефлексивной) способности студентов. Материалы и результаты представлены в публикациях (см. пп. 6-12 в списке публикаций).
Теперь преподаваемые мною учебные курсы в вузе ведутся в деятельностной парадигме с освоением способов деятельности и самоанализа будущего педагога.
Учебная практика студентов второго курса факультета информатики проводится в форме ОД игры. Материалы игр (2003-06 учебных годов) собраны в рабочие сборники и могут быть использованы как методический материал.
Распредмечивать собственно методологическое и психологическое знание помогает Л.В. Бондаренко. Окончив в 1978 г. Харьковский университет, в настоящее время работает психологом и является незаменимым членом методологической команды М.А. Мкртчяна.
Совершено иначе, чем в студенческие годы, читаю сейчас работы Г. Щедровицкого, В. Библера, А. Брушлинского, Г. Кучинского, Ю. Лотмана, А. Матюшкина, В. Слободчикова. Раскрывать методологические основания работ этих авторов мне помогает мой научный руководитель А. Юшков (доцент кафедры педагогики высшей школы Красноярского университета): он дает понимание сущности явлений и никогда не дает «рыбку в руки», а только «удочку».
Будущее всегда будет, если уже сейчас с тобой рядом стоят более молодые, более смелые, такие же пытливые. Я говорю о своей команде образовательного проекта «Будущее Сибири». Методологически ориентированные молодые исследователи – Михаил Аверков, Марина Труфанова, Дмитрий Труфанов, Татьяна Уфимцева – работают с проблематикой самоопределения, позиционирования и рефлексии (см. п. 13 в списке публикаций). Будущего не может не быть…
Тел. в Красноярске (3912) 27-16-80; (3912) 22-18-94; itf76@mail.ru
Публикации:
1. Яблокова Л.В. Избранные психологические труды, воспоминания, материалы. К 55-летию со дня рождения // Сост. Ю.Н. Яблоков. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.
2. Проблемы исследований и исследователей в КСО движении // Сборник материалов интенсивного управленческого семинара краевого инновационного комплекса по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий: организационно-деятельностная игра № 44. Красноярск: Красноярский краевой ИПК работников образования (далее КК ИПК РО), 2002.
3. Материалы организационно-деятельностных игр директоров малокомплектных и малочисленных сельских школ: 2001-2002 гг. Красноярск: КК ИПК РО, 2003.
4. Модель программирования деятельности и непрерывного образования педагогов школ // Сборник материалов организационно-деятельностной игры директоров проекта по преобразованию малокомплектных школ (ОДИ-48). Красноярск: КК ИПК РО, 2004.
5. Становление новой общеобразовательной действительности в Красноярском крае: Материалы организационно-деятельностной игры № 54. Красноярск: КК ИПК РО, 2005.
6. О становлении педагогической позиции у студентов педагогического вуза // Развитие системы образования в России XXI века: Материалы международной научно-методической конференции. Красноярск, 2003.
7. Илларионова Т.Ф. Обучение в педагогическом вузе как период становления педагогической позиции. // Психология и образование. Красноярск, 2003.
8. Илларионова Т.Ф. Позиция педагога в учебном процессе // Материалы V региональной научно-методической конференции. Красноярск, 2004.
9. Илларионова Т.Ф. Позиция студента в самостоятельной работе // Организация самостоятельной работы студентов. Материалы научно-методической конференции. Красноярск, 2004.
10. Илларионова Т.Ф. Рефлексия как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов // Управление образовательным процессом в современном вузе: Материалы IV Региональной научно-методической конференции. Красноярск, 2005.
11. Илларионова Т.Ф. Становление педагогической позиции в практике высшей школы // В сборнике статей «Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования». Красноярск, 2004.
12. Илларионова Т.Ф. Формирование рефлексии будущих педагогов // Научно-методический журнал «Коллективный способ обучения». 2005. № 8.
13. Сибирь – наш общий дом. Модель образовательного проекта для старшеклассников. Красноярск: РИО ГОУ КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.