Зинченко Александр Прокофьевич
Зинченко Александр Прокофьевич
Родился в семье номенклатурного работника «союзного значения»: отец был секретарем обкома КПСС в Николаеве, редактором центральной республиканской газеты. Жили мы в особняке, в окружении прислуги. Были: поликлиника 4-го Управления, детский санаторий в Евпатории и полное ощущение принадлежности к родовой аристократии.
Учился в элитарной киевской школе на Печерске с «углубленным» преподаванием немецкого языка (с тех пор его и ненавижу). С 3-го класса занимался спортом: велосипед, футбол, каратэ, лыжи, плавание. Куда-то ходил с товарищами, куда-то проникал сам, везде добивался «разрядов».
Шесть лет осваивал профессию «архитектор». Подобралась отличная студенческая группа. «Клубились», играли в КВН, объездили с рюкзаками все «живописные» места СССР. Сполна впитал снобизм, присущий этой древней профессии.
Отслужил положенное рядовым Советской Армии. Полгода, будучи «зеленкой», ходил через день в наряд. Затем начальство решило употребить мою вузовскую подготовку. Спроектировал и руководил строительством Музея боевой славы своей войсковой части (первая самостоятельная работа).
После армии работал в разных проектных институтах. Участвовал в разработке десятка проектов: санатории, вузы, жилые дома, интерьеры. Стал членом Союза Архитекторов.
Преодолевая рутину проектной «конторы», учил языки – английский, французский, итальянский, испанский, польский…
С 1972 г. с подачи А.Г. Раппапорта заинтересовался внутренним устройством проектных работ и стал много читать на эту тему. На работе это делать было трудно. Поэтому перешел в НИИ теории и истории архитектуры. Зарплата была минимальная, зато времени для чтения и размышлений полно! Да и допуск в библиотечные «спецхраны». Счастливые советские времена!!!
С 1976 г. учился в аспирантуре в Москве. В 81-м защитил кандидатскую диссертацию. В 86-м году стал старшим научным сотрудником.
В 94-м поучился в банковской школе в США.
…
Отец был мастером жесткого критического суждения и неожиданного действия. Любил театрализацию.
Рисовать я научился сам, когда решил поступать «на архитектора». Выбрал специализацию против воли отца, который натаскивал меня по редакциям для поступления на факультет журналистики.
Отрабатывал технику рисунка и живописи. Ставил пространственное мышление на занятиях по начертательной геометрии (до сих помню жесты доцента Евстифеева, изображавшего трехмерные схемы движениями рук перед студенческой аудиторией). Изучал геодезию, экономику и организацию строительного производства. Осваивал кучу инженерных дисциплин; эстетику и историю архитектуры. Работал на стройке.
Именно благодаря архитектуре и по причине большой жизненной активности встретился с Г.П. Щедровицким, лидером ММК. Это произошло в мае 1978 года в Киеве, на Всесоюзном совещании по проблемам «искусственного интеллекта». С того момента и до самой смерти Георгия Петровича (1994 г.) стремился следовать за ним как тень, пытался проанализировать и «снять» способ мышления Учителя. Прошли вместе 57 ОДИ, сотни семинаров, конференций, Ученых советов, отчетов и прочая и прочая… а также известное число жизненных приключений.
Эксплуатируя рисовальные и начертательные техники, стал главным рисовальщиком схем в команде игротехников. Получил задание от Учителя разработать «Музей схем» СМД методологии (1981 г., Харьков). Первая редакция появилась в 1984 г. (Истра, под Москвой).
Осваивал практику конструирования схем в серии специальных ОДИ по теме «Схемы и знаки в мыследеятельности» – И-28 (1983 г.), И-34 (1984 г.), И-45 (1985 г.).
Разработал и обсудил в присутствии уже тяжело больного Учителя Программу работ по теме «Схемы и механизмы схематизации в мыследеятельности» (Ульяновск, 21.02.1993).
Подготовил и провел десятки семинаров и несколько конференций по теме «Схематизация и знакотехническая работа» (в том числе в Светлогорске, 1992 г.).
Опубликовал методическое пособие «Схематизация как средство и форма организации интеллектуальных работ» (Тольятти, 1995 г.). Вообще-то в списке публикаций – 120 наименований.
Пытался обобщить опыт разработки образовательных программ в монографии «Педагогическая инженерия» (Тольятти-Киев, 1997 г.).
Опыт десятилетних педагогических экспериментов подсобрал в монографии «Игровая педагогика» (Тольятти, 2000 г.). Первым таким опытом была организация работ Теоретического клуба Союза Архитекторов (1972 г.).
Затем практика организации ОДИ. Нужно собрать на неделю 100-300 человек с разных концов «необъятной Родины». Разместить, организовать осмысленные работы, отправить. Делал это много раз фактически один при помощи 3-4 волонтеров.
Главное достижение – организация в 1989-91 годах трех съездов методологов в советское время, в расслабленном и довольном Киеве.
1990 г. – участник разработки оргпроекта Сети методологических лабораторий и бессменный лидер многолетних работ (продолжаются до сих пор) по поиску площадок для его реализации.
С 1992 г. такая площадка работает в Международной Академии бизнеса и банковского дела (с 2000 г. — Академия управления), а с 1993 г. в Лицее бизнеса (Киев). Действуют также несколько консалтинговых фирм.
С 1987 г. (на волнах «перестройки») занимаюсь управленческим консалтингом (финансы, хозяйство, производство, образование, здравостроительство, социальная поддержка, муниципальное и региональное управление, энергетика, агробизнес).
Сегодня работаю над двумя монографиями. Условные названия: «Тольяттинская академия управления как инновационное образовательное учреждение» и «Практическая эпистемология для управленцев». В этих текстах должны быть зафиксированы текущие результаты Образовательной программы ММК, которую я взялся продолжать, развивать и реализовывать. Что и буду делать до конца дней своих.
Тексты эти возможны только как результат методологической рефлексии практики обучения техникам мышления в традиции ММК.
Отрабатываю педагогические технологии тренировки интеллекта с людьми разного возраста и различной подготовленности. Параллельно работаю со школьниками (8-11 класс), студентами различных специальностей (1- 5-й курсы), группами руководителей, соискателями сертификата ЕМВА, отдельными предпринимателями, государственными служащими и т.п.