Жеглайтис Анатолий Антанович
Жеглайтис Анатолий Антанович
Спустя год после окончания (1976 г.) Калининградского технического института (сейчас – университет) по специальности инженер-экономист я попал на учебную игру, которую в Юодкранте (Куршская коса) по заказу ИПК Минрыбхоза (тема – анализ ситуации в Литовском производственном объединении рыбной промышленности) проводили А. Шинкаренко и С. Григорян. Затем участвовал в следующей их игре, посвященной стратегии развития того же объединения. Но считаю, что в методологическое движение я вошел лишь со знаменитой И-60 (Калининград, 1988 г.), где по ходу обсуждения темы «Эксперимент и экспериментирование в системе образования» большое внимание было уделено различным аспектам истории, а работу методологов и игротехников отличал просветительско-проблематизирующий характер. Сначала я работал в группе И. Валитова, затем, перейдя к Н. Андрейченко, у него и остался до окончания игры, благодаря его незаурядным личным качествам: ГП был прав, говоря, что с прошлым лучше всего расставаться, смеясь…
К концу игры стало окончательно ясно, что реформирование страны невозможно без переподготовки руководящих кадров, а потому акцент образовательных программ должен быть сделан на подготовке управленцев. И через пару месяцев Г.П. Щедровицкий прочел в Калининграде цикл лекций по вопросам организации, руководства и управления (ОРУ).
В том же году я с группой калининградских игротехников отправился в Одессу на мероприятие А. Шинкаренко и Н. Андрейченко. Пользы от этого и последующих мероприятий для меня не было, для других (как я ныне квалифицирую ситуацию в Калининграде) – тоже. Вся подготовка к работе сводилась к тому, чтобы получить заказ и использовать «крышу» ИПК Минрыбхоза. Потом шли управленческие тренинги под «крышей» Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института экономики, информатики и автоматизированных систем управления рыбным хозяйством, Западный филиал которого был расквартирован в Риге, а его отделения – в Калининграде и в Клайпеде. Там по стечению обстоятельств и во многом из-за необходимости иметь ресурс свободного времени и какую-то зарплату мне пришлось отработать некоторое время, за которое мы провели деловую игру по экологии в масштабах города с большой помпой и рекламой. После чего ушел с должности начальника отдела НОТ в коллективе Клайпедской базы тралового флота.
В те годы все темы работы в республиканских (Литва, Латвия, Калининград) объединениях рыбной промышленности были одни и те же – их перевод на хозрасчёт. В общем, двигаться было не столько сложно, сколько просто некуда.
Через год после проведения выборов на РАФе ГП прочитал (1998 г.) в Риге цикл лекций по ОДИ и СМД методологии, убедительно показав, что центральная проблема ситуации лежит не в экономике, а в управлении. И сегодня я, ретроспективно оценив нашу работу в те годы, могу сказать, что у нас не было ни единого шанса работать эффективно, даже владея ресурсами, необходимыми для деятельности в регионе.
Возможно потому, что еще не была обсуждена стратегия социкультурного действия в рамках коммуникации. Региональное игротехническое и методологическое сообщество было стратифицированно по степени приближённости к ГП, тем самым – по возможностям индивидуальной работы с Учителем.
В марте 1989 г. я участвовал в И–69 (Светлогорск, Калининградская обл.) с обсуждением понятий экспериментирования и экспериментальных площадок, где Ю.Б. Грязнова произнесла, а ГП развернул ее ошеломляющий тезис: в социалистической России истории не было, нет, и не будет. Он развернул процесс самоопределения участников игры в пространстве истории, в котором только и может существовать реальность эксперимента и экспериментирования. Это был основной вопрос, который требовал сил и времени, чтобы понять сам его смысл (для всех, разумеется, по-разному).
С тех пор я участвовал в играх разных руководителей, наращивая свое понимание, главным образом, в области организации, руководства и управления (создание и развитие свободных экономических зон, предпринимательство, кооперация, социальная политика). В Школе по методологии (Паланга) мы обсуждали с литовскими коллегами из группы Сигиты Григалюнене, с Гедрой-Марией Линкайтите и Йонасом Кведаравичюсом (а также студентами из Каунаса и Шилуте) перспективы кооперации и сотрудничества.
В 2001 г. я открыл в Клайпеде представительство С.-Петербургского Института морского права, а в следующем году на Международном Форуме в С.-Петербурге выступил с докладами о перспективах российско-литовского сотрудничества в области образования и «Калининградская область: общий шанс или общая проблема» представительство. Тогда и там же открыл (при финансовой поддержке П. Щедровицкого) представительство С.-Петербургского университета водных коммуникаций.
В декабре 2003 г. на Международной конференции в Гируляе «Калининградская область в новой Европе. Социокультурный опыт вчера, сегодня, завтра» я презентовал проект «Европейский коллегиум», связав его с инновациями в образовании и именем Г.П. Щедровицкого.
В настоящий момент продолжаю быть директором Клайпедского отделения Балтийского русского института.