Дудченко Вячеслав Сергеевич
Дудченко Вячеслав Сергеевич
Впервые Г.П. Щедровицкого я увидел и услышал в 1969 году в Новосибирске, где учился в университете на гуманитарном факультете, спциализируясь в области социологии, а до того читал его работы, в частности, «Проблемы методологии системного исследования» и «Педагогика и логика» (набор которой был рассыпан впоследствии), ряд статей – в Академгородке работы Георгия Петровича звучали и были известны.
Его общая методология – уникальнейший вклад в сокровищницу мировой человеческой мысли. Я считаю себя учеником ГП и на протяжении 37 лет, прошедших с момента нашего знакомства, веду работу, конкретизирующую и развивающую его творение. Разрабатывая свою инновационную методологию, я основываюсь на его базовом категориальном аппарате.
Перебравшись из Новосибирска в Свердловск, я работал ученым секретарем в Уральском филиале ВНИИТЭ. В институте и вокруг него работала группа щедровитян. Мы с ними организовывали методологические семинары на базе отдыха института в Новой Утке.
В 1979 г. в гостинице «Можайская» Георгий Петрович проводил деловую игру. Это была типичная ролевая игра: были роли разработчиков, были разные службы, а сам мэтр играл роль «директора». Эти роли он называл, в силу методологической традиции, позициями, но природу роли искоренить было невозможно. К тому времени я уже понял, что деловые игры имеют очень ограниченные возможности, и, выступая на общих дискуссиях, в самой жесткой форме, которую всегда приветствовал ГП, громил эту модель. Естественно, он мне отвечал в свойственной ему резкой манере. Возникло некоторое напряжение – он тоже не всегда выдерживал человеческую конфронтацию, которую сам же и создавал.
После тех непростых дебатов, глубокой ночью – игра уже перевалила за середину – ГП попросил ребят найти меня. Когда мы встретились, он поблагодарил меня за жесткую критику и сказал, что, по-видимому, имитационное моделирование и деловые игры, как я и доказывал, перспективы в методологии не имеют и что надо искать другие формы.
Но, по сути, форма уже была найдена в Новой Утке – это было его собственное изобретение, многодневный методологический семинар или, как он говорил, «мыслящая мегамашина», в которой существуют не роли, а позиции, есть определенный режим и определенный способ работы, свои принципы и т.д. Такая модель семинара была названа «организационно-деятельностной игрой». Так с тех пор и повелось методологию соединять с ОД играми как с формой ее существования и механизмом ее развития.
Я много раз бывал на конференциях и семинарах в давыдовском НИИ психологии. Прекрасное время было – обсуждались проблемы игровой деятельности, общей методологии, разрабатывались принципы схематизации как формы мышления. ГП провел серию домашних семинаров по Декарту, где посоветовал мне взять кого-нибудь из классиков и провести подобную работу.
Впоследствии, в 1983 г., когда я уже работал в Ярославле, я так и поступил: взял Френсиса Бэкона, который тогда был мне ближе, чем Декарт, и провел около тридцати еженедельных методологических семинаров по его работам, разобрав их по косточкам. Это добавило в наш арсенал немало идей и инструментов.
Мы приглашали ГП в Ярославль, организовывали его выступления. Были, естественно, и конфликты. Так, он долго не мог мне простить создание на базе методологии системного анализа (модели Стэнли Янга, Станфорда Л.Оптнера и Эрика Наппельбаума) инновационной игры. В 1978 г. я разработал методику анализа и разрешения конкретных ситуаций (АРКС), спустя год на ее базе – программу системного анализа и разрешения конкретных ситуаций (САРКС), а еще через год на ее основе создал технологию группового решения проблем (ТГРП), которая легла в основу первой модели инновационной игры. В ТГРП я использовал некоторые идеи программного подхода к организации деятельности, над которым в то время работали ГП и его команда. Он ошибочно полагал, что инновационная игра в чем-то повторяет ОДИ. Я же считал, что ОДИ – это разновидность открытых, в частности, инновационных, игр, ориентированных на выработку принципиально новых идей и средств в мышлении, коммуникации и деятельности.
Последний раз я увиделся с Георгием Петровичем в Калининграде, где он проводил игру по инструментальным методам схематизации. Я не участвовал в игре, просто пришел к нему в гости – мы в это время там же, в Светлогорске, проводили большую инновационную игру, человек на 70, с областной администрацией, разрабатывая одну из первых моделей Свободной экономической зоны для Калининградской области. Взгляд у ГП был такой же острый, он вел игру так же жестко по содержанию, как всегда. Несмотря на то, что он уже перенес гипертонический криз.
А потом я узнал, что он нас покинул…
Все годы, начиная с 69-го, я в своих профессиональных занятиях, связанных с социологией, инноватикой, консультированием, в той или иной степени занимался и общеметодологическими вопросами. На меня, конечно, очень большое воздействие оказали и ММК, и ученики ГП, и, разумеется, сам Георгий Петрович.
Я думаю, правы те, кто считает его одним из гениальнейших людей ХХ столетия. Конечно, с рядом его идей и принципов я категорически не согласен, для меня этически неприемлемы некоторые его поступки, но это уже внутри наших содержательных и человеческих отношений. А что касается характера влияния, то я сказал бы так: он задал для меня опеделенные эталоны способов мыслительной работы и во многом – эталоны человеческих отношений. Он задавал их не только мне, но и сотням других людей, которые с ним так или иначе соприкасались. Это, мне кажется, самое главное. А схематизмы, идеи – дело наживное. Если бы он не задавал эталонов, эти схематизмы не были бы так важны. Ведь можно проследить по истории философии – и я это проделал – генезис большинства его идей. Что-то он нашел у Фихте, что-то у Беркли и Юма, многое, безусловно, у Декарта, Гегеля, Канта. Я видел, как он берет гениальные идеи и не менее гениально преобразует их в достояние методологической культуры ХХ века. И этому он тоже учил.
Как-то раз, когда мы в очередной раз поссорились, я «в отместку» проделал метаметодологический анализ всех его схематизмов и средств и обнаружил поразивший меня факт: гениальный ГП оставался в парадигматических рамках культуры ХХ века. Когда это обнаружилось, я понял – поскольку занимался инновационной методологией, инноватикой, исследованием и ведением работы, в результате которой должны появляться новые идеи, новые парадигмы осмысления мира, новые представления о реальности, новые видения вообще всего мира, – что нужно идти другим путем. Оставаясь в парадигматических рамках западной культуры ХХ века, названные задачи решить невозможно. Это мне было ясно.
Вот пример: прошлое и будущее, вообще работа со временем. Еще Гуссерль показал, что время – человеческая конвенция. Но ГП здесь остался в традиционных рамках, хотя и провел несколько семинаров, обсуждая время, – он чувствовал, что что-то здесь не так. Тем не менее, одна из внутренних координат его схематизмов, особенно процессуальных – это время. Например, известная схема шага развития, или схема акта деятельности. Время в них присутствует в явной либо скрытой форме, но остается одной из базовых парадигмообразующих идей.
И еще одно базовое различение: «внутреннее» и «внешнее» в отношении сознания и мира. Есть парадигмы, где это различение отсутствует или строится иным образом и т.д. Я не говорю, что этим не надо пользоваться. Но плохо, если это нерефлексивно, латентно присуствует в мыслительных построениях. Это как раз то ограничение, с преодоления которого я начал разрабатывать свою линию. Эта работа привела к пониманию оснований, на которых строилась у ГП вся его методологическая и мыслительная мегамашина: того, что может работать, и того, что непродуктивно в инновационной методологии и практике.
Тем не менее, с самого начала нашего взаимодействия я попал под его обаяние. И сколько лет я его знаю, он не перестает для меня быть жгуче интересной и притягательной фигурой. Даже после его физической смерти.
В 1983 г. я защитил в МГУ диссертацию, посвященную ситуационным структурам в организациях. Это были результаты моей консультационной практики, плюс специальные технические исследования, плюс методологические разработки. Диссертация получилась приличная, мне и сейчас за нее не стыдно. Многие из ее идей впоследствии вошли и в докторскую диссертацию, и в арсенал инновационной методологии.
В ходе методологической и теоретической работы я попытался ответить на вопрос, как и за счет чего могут развиваться организации. В результате появилась система идей и инструментов, которые и составили корпус инновационной методологии. Впоследствии я разработал десять базовых моделей саморазвития организации. Постепенно я расширял поле своей работы в качестве консультанта. Консультант – это фигура и позиция, имеющая дело с живой жизнью, а научный работник, «чистый» методолог или философ имеет дело с рожденными им же самим (или такими же, как он) схемами. Вся моя профессиональная судьба была связана с уходом от этой неживой искусственности и с движением к живой реальности.
С легкой руки ГП моей любимой работой стала великая книга Декарта «Правила для руководства ума». Классическое методологическое произведение, предмет которого – живой процесс живого мышления. Оно было моей настольной книгой много лет. В основу инновационной методологии был положен созданный мною по аналогии с методом Декарта метод инновационной игры. На сегодняшний день только я с коллегами провел 360 инновационных игр и семинаров, больше сотни провели мои ученики. Сама модель, как я уже писал выше, родилась в 79-80 гг., а название «инновационная игра» использовалось до 1990 года. Затем она расщепилась на метод и форму его использования – на инновационный метод и инновационный семинар. Эти две составляющие инновационной методологии построены так, что развивают друг друга.
В 1987-91 гг. мы провели 20 двухнедельных выездных школ, где готовились – наряду с менеджерами и предпринимателями – консультанты в области инновационного консультирования. Обратите внимание: консультанты не «управленческих», а «инновационных». То есть мы готовили специалистов-консультантов, способных осуществлять трансформацию, обновление или развитие оргсистем и их элементов. Это одна из областей консультирования, где нужны консультанты-дженералисты и консультанты по процессу.
Консультанты часто не осознают, на что и зачем они работают, что должно быть в конце. Мы всю работу строим с ориентацией на определенный результат. Наша наивысшая цель – создание высокоэффективных, жизнеспособных, саморазвивающихся социальных систем. Мы работаем на жизнь, на созидание. В каком случае организация будет становиться более жизнеспособной, менее зависимой от среды? В том, когда она перестроится так, что начнется процесс саморазвития. Итак, главная задача консультанта – запуск механизмов саморазвития.
В течение долгих лет мы не только работали как консультанты, способствующие формированию саморазвивающихся систем, но и вели методологические семинары, где обсуждали, что мы делаем, отслеживали, как в процессе взаимодействия меняемся мы сами. То есть мы вели в точном смысле слова технические исследования – исследования, обслуживающие собственные практики. На этой основе легче разрабатывать и использовать методы и технологии.
Чтобы выбраться из парадигматики западного мышления, нам пришлось применять средства, мало понятные европейскому рациональному человеку. Например, сталкинг как технику «выслеживания» своих реакций на события между тобой и окружающей средой, тобой и другими людьми.
Превратив свою жизнь – и профессиональную, и личную – в огромную сетевую лабораторию по созданию, испытанию и апробированию методов инновационного консультирования, мы получили возможность высвобождать социальную «ядерную энергию».
Пытаясь забраться все глубже в основание инновационных процессов и явлений, я набрел на поразившую меня идею мировоззренческого и философского характера. В неявной форме она звучала у Гераклита и Демокрита, а в наиболее явной форме была обозначена Платоном, когда он пытался схватить, что такое «идея», или «эйдос». Эта традиция проявлялась в разные времена в работах философов-идеалистов: начиная с Платона, они понимали, что идея есть форма, которая придает некоторому материалу очертания, оплодотворяет его и делает его вещью.
Я понял, что нужно сфокусировать свое внимание на механизме этого явления – отсюда и появилась идея онтосинтеза. Рассматривать отражение материального мира в сознании человека мне было неинтересно. Вот вопрос об отражении мира сознания в мире материи – другое дело. Оказалось, что платоновская концепция прекрасно работает. Если человек имеет образец какой-то вещи и если в материале мира есть какие-то соответствия образцу, то человек, проецируя на материал мира этот образец, создает эту вещь, придавая ей форму этого образца.
Философы не могли понять, почему идеи обладают такой страшной силой, почему они так необъяснимо устойчивы. А с высоты современных мировоззренческих позиций совершенно ясно, что мир идей составляет содержание мира вообще. Мир идей существует в форме культуры. И первое, с чего ГП каждый раз начинал методологические разработки, был механизм воспроизводства культуры – он тоже чувствовал, что собака зарыта здесь. В его схеме трансляции культуры и воспроизводства деятельности нормы транслируются непрерывно, а ситуации и деятельности, порождаемые этими нормами, возникают дискретно.
Идея онтосинтеза, состоящая в том, что человек из разнородных осколков материала мира, определенным образом соединяя их при помощи образцов, синтезирует вещи (предметы реальности), – оказалась чрезвычайно продуктивной. Она имеет глубокие философские корни, выходит далеко за рамки обыденного сознания; эта идея суперпрагматична. Идея онтосинтеза, на мой взгляд, представляет собой следующий шаг и развитие проектной ориентации ГП. Ведь именно он в своем противопоставлении натуралистического и деятельностного подходов развивал идею Маркса о том, что объекты появляются лишь в структуре деятельности.
Мы обнаружили огромное количество литературы, где описываются практические ситуации, в которых человек, программируя себя определенным образом, порождает тот мир, который соответствует его программам. Есть множество примеров того, как человек, осознанно-искусственно ориентируя себя определенным образом, начинает порождать другую реальность и в ней получать совершенно новые результаты. Оказывается, если человек сам себя запрограммирует на иное, он его и получает. В основе того, что мы делаем, лежат идеи онтосинтеза, суперцели, возможности осознанного программирования, роли группового субъекта и его выращивания.
Меня всегда настораживал гиперрационализм ГП. В его конструкциях все начинается с мысли и мыслью заканчивается. Для меня это – абсолютизация ума, интеллекта, который всего-навсего один из инструментов адаптации человека к среде или среды к человеку.
Когда Сережа Наумов ушел от ГП в восточные и мистические пространства (рассказывали, как он изменился, как просветлел взором), его уход зародил во мне некий импульс сочувствия. Я же, в свою очередь, не ушел от методологии, а включил ее в более широкий контекст. И в нем она прекрасно работает, многие идеи я использую, с благодарностью вспоминаю ГП, отсылаю всех к его книгам.
Но, помимо методологии, мы занимаемся такими, например, вещами, как память тела, интуиция, сверхвозможности человека. Особенно большое значение мы придаем переживанию: человек не просто синтезирует какую-то реальность – он же ее переживает! И это переживание выступает как часть механизма синтезирования мира.
Человек – существо ограниченное. Его органы направлены на то, чтобы ограничить его связь с миром, загнать ее в узкий диапазон приемлемого. Уместно поставить вопрос о том, что мы, по крайней мере в рамках инновационной методологии, должны хотя бы попытаться расширить этот диапазон, задействовать резервы. Ведь то, что мы не используем, – это золотой клад, который есть в каждом и до которого мы только добираемся. Мы на наших семинарах научились лишь прикасаться к этому – и получили колоссальные результаты. На инновационных семинарах ставятся и решаются такие задачи, как разбудить дремлющий, гигантский запас человеческой энергии и возможностей, превратить его в ресурс, сформировать и задействовать разнообразные ресурсы. Ими нужно уметь управлять. Мы научились высвобождать огромную энергию. И мы специально учились ее трансформировать, направлять в конструктивное русло, как это делал ГП с энергией мысли.