Давыдов Василий Васильевич
Давыдов Василий Васильевич
Психолог, философ, педагог, дидакт, методист, создатель образца новой массовой школы – школы мышления, классик теории и практики современного образования, действительный член и вице-президент РАО, лауреат Премии президента РФ 1997 года.
Василий Васильевич обладал большим числом редких даров, самый важные из них – удивительная способность понимания самых проблем философии и психологии сознания, интеллектуальное бесстрашие и честность. <…>
Василий Васильевич был глубинно связан с работой Московского методологического кружка – прежде всего, через многолетнюю работу Комиссии по педагогике и логике, которую возглавлял Георгий Петрович Щедровицкий, через совместную работу с Георгием Петровичем в редакции журнала «Известия Академии педагогических наук». Центральная работа Василия Васильевича по теории мышления – «Анализ строения мыслительного акта» – безусловно, принадлежит единому полю логико-психологических работ, которые в ММК были оформлены в программы исследования мышления как деятельности.
У В.В. Давыдова по всем философским и методологическим вопросам была собственная неогегельянская позиция, сформированная под большим влиянием Э.В. Ильенкова. И эту позицию Василий Васильевич отстаивал очень жестко, противопоставляя ее, как он говорил, «модным философским выкрутасам талантливых людей, сгруппировавшихся вокруг Юры (имеется в виду ГП – Ю.Г.)». Но Василий Васильевич всегда был в курсе новейших методологических идей (из бесед с Георгием Петровичем, Н.Г. Алексеевым, Б.В. Сазоновым, А.А. Тюковым, со мной) и постоянно спрашивал о продвижении в уже поставленных методологических проблемах – «А удалось ли сделать что-то новое в выделении алфавита операций мышления?», «А что получилось из анализа процессов воспроизводства деятельности?».
Безусловно, В.В. Давыдов принадлежит к невидимому московскому философско-методологич6ескому колледжу, составившему целую эпоху развития гуманитарной мысли в России, образованному дискуссиями многих талантливых, гениальных философов, методологов, логиков, психологов, среди которых были Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, Д.В. Зильберман, М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин, Е.Л. Шифферс, Г.П. Щедровицкий и многие другие.
За три месяца до ухода их жизни В.В. Давыдов стал сопредседателем Всероссийского движения «Образование – будущее России». С огромным азартом и целеустремленностью Василий Васильевич возглавил работу над национальной доктриной развития образования, считая, что российское образование должно стать самостоятельным субъектом экономической и политической жизни, иметь свои цели и подходы к развитию страны.
Василий Васильевич любил и неотвлеченно понимал Гегеля. Он был русским человеком и умел почувствовать движение Мирового Духа. И Мировой Дух был связан с его творчеством и откликался на события, происходившие с ВВД лично.
Когда ВВ выгнали из партии и сняли с поста директора Института, выступил Дж. Брунер, заявив, что в России в психологии началась антиинтеллектуальная волна («antiintellectual wave»). Помню, как ГП комментировал это письмо Брунера и объяснял нам, что Давыдов – это феномен мировой культурной жизни.
Вся жизнь дорогого «Васи» (так его называли те, кто имел счастье с ним работать) была служением родине, направленным на создание для России принципиально нового – лучшего в мире – развивающего обучения и образования. <…>