Громыко Нина Вячеславовна
Громыко Нина Вячеславовна
Я узнала о существовании ММК, игровом движении и Г.П. Щедровицком благодаря моему брату – Ю.В. Громыко. Это произошло, когда я еще училась в 10-м классе. Юра, тогда студент Ярославского университета, приезжая домой к родителям, постоянно привозил магнитофонные бобины с записями игр и семинаров, которые с огромным увлечением расшифровывал и переписывал. Так я впервые услышала голос Георгия Петровича и других методологов. Мой брат столь сильно любил ГП, так был захвачен тем, что происходило в кружке, что мне передалась его вера: мыследеятельностная (далее МД) методология – это то лучшее, что есть сейчас у человечества. Хотя от нашего юношеского романтизма давно не осталось и следа, эта вера у меня до сих пор не поколеблена.
Войти в игровое движение мне довелось только после окончания аспирантуры философского факультета МГУ и защиты диссертации по теме «Проблема свободы в философии И.Г. Фихте (опыт методологического анализа)». Диссертация была нацелена главным образом на то, чтобы восстановить особенности метода Фихте и его деятельностные представления об устройстве знания. Брат, будучи неформальным руководителем моего исследования, предложил мне после защиты диссертации (1989 г.) показать ее В.А. Жегалину и Н.Г. Алексееву. Беседуя с ними, я почувствовала совершенно другой градус интереса к философии Фихте и, в частности, к моей диссертации, нежели тот, что встречала на факультете. Они мне явили другой тип мыслительной культуры и профессионального общения. Так же, как и Юра, они самозабвенно любили ГП, имя которого не сходило у них с языка. Они излучали огромный заряд энергии, черпая его, как я понимала, возле ГП, на методологических семинарах и играх. И мне стало окончательно ясно, что я хочу попасть в ИХ, т.е. методологическое, пространство.
Начиная с 1989 г., я стала регулярно участвовать в ОДИ. В конце 80-х Юрий Вячеславович Громыко (тогда – директор лаборатории психологических проблем управления НИИ управления, экономики и развития образования АПН СССР) вместе с коллективом единомышленников (О.И. Глазунова, Д.Б. Дмитриев, Ю.В. Крупнов и др.) разработал программу – «Образование как средство развития региональных общественных систем». В рамках ее реализации за десять лет в разных регионах России была проведена серия игр, во многих из них довелось участвовать и мне.
В 1989-1990 гг. коллектив лаборатории подготовил проект «Разработка и внедрение деятельностного содержания образования на экспериментальных площадках». В нем было введено понятие деятельностного содержания образования как основы новой образовательной практики, а также понятие экспериментальной образовательной площадки (ЭОП). В 1990 г. такая площадка специально для разработки нового содержания образования на МД основаниях была создана в Москве – общеобразовательная экспериментальная гуманитарно-методологическая школа № 1314 «Проектный колледж». В эту школу вместе с педагогами-новаторами пришли преподавать молодые ученые из лаборатории Ю.В.Громыко, увлеченные МД методологией, в том числе, и я (работавшая в то время в ИНИОНе). Так была разработана и начала апробироваться на практике организационная модель нового типа: школа (педагогическая практика) + исследовательская лаборатория (практико-ориентированная наука, разрабатывающая содержательные принципы, формы и направления экспериментирования). Именно эта модель лежит теперь в основе любой ЭОП.
Мое участие в экспериментальной работе колледжа было связано в первую очередь с разработкой и преподаванием учебных предметов особого рода – метапредметов, интегрирующих в себе содержание традиционных учебных предметов на МД основаниях. Вместе с Ю.Н. Крупновым и Л.Н. Алексеевой я отвечала за разработку метапредмета «Знание». Назначение его – обучение детей универсальным способам получения и употребления знания. Сейчас эта технология выстроена, описана и успешно инновируется в другие школы. В 2001 г. издано мое учебное пособие «Метапредмет «Знание». В нем представлена технология работы с теоретическим мышлением у детей на основе принципов МД эпистемологии. Мною подготовлено к печати еще одно учебное пособие – «Обучение схематизации» (должно выйти в свет в конце 2005 г.). Это – приложение (альбом схем со сценариями уроков) к учебному пособию Ю.В.Громыко «Метапредмет «Знак» (М., 2001 г.).
В двухмесячной стажировке (1991 г.) в Германии, которая состоялась по приглашению Баварской Академии наук, мне посчастливилось познакомиться с другой научной школой и другой деятельностной традицией – с Мюнхенской школой трансцендентальной философии. Первый опыт знакомства с этой традицией я оформила в двух брошюрах: «Мюнхенская школа трансцендентальной философии: историко-философские исследования».– М., 1993, ИНИОН РАН; и «Мюнхенская школа трансцендентальной философии: методологические аспекты». – М., 1994, ИНИОН РАН. Цель этих брошюр – не столько в том, чтобы расширить представления отечественных историков философии о наукоучении Фихте, сколько в том, чтобы донести до участников отечественного методологического (игротехнического) движения суть тех поисков, которые осуществляются зарубежными философами – исповедующими деятельностный подход и развивающими предельно близкую ММК философскую парадигму. Мое участие в философских конгрессах и семинарах, организуемых представителями Мюнхенской школы трансцендентальной философии, с самого начала было нацелено также на то, чтобы познакомить ведущих представителей неофихтеанства (Р. Лаут, Ф. Бадер, Х. Гливицки, Э. Фукс. Н. Гирндт, К. Хан и др.) с деятельностью ММК. Последние мероприятия, в которых я участвовала, решая данную задачу:
Международный конгресс в Мюнхене (2003 г.), посвященный философии позднего Фихте; Международный конгресс «Институциональные практики мышления: когнитивные институты и эпистемические сообщества» памяти Н.Г. Алексеева (Москва, 2005 г.), организованный нашим НИИ инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы (директор – доктор психол. наук, профессор Ю.В. Громыко); Международный семинар в Дубровнике, посвященный Наукоучению 1805 г. Фихте (2005 г.), в работе которого участвовал и мой брат.
Другая зарубежная научная школа, с которой нам довелось тесно познакомиться – Шиллер-институт, работающий под руководством выдающегося американского экономиста и политического деятеля Линдона ЛаРуша в разных странах мира. Контакт с этой школой также важен для нас в научно-методологическом плане. Шиллер-институт, как никакой другой, преуспел в описании прорывных горизонтов развития современного научного знания.
В настоящее время я возглавляю в нашем институте отдел философской антропологии и эпистемологии. Мой преимущественный интерес связан с изучением процессов трансляции теоретического знания, а также с проблемой введения результатов научных прорывов в содержание образования на мыследеятельностных основаниях, в целом – с развитием МД эпистемологии как подхода.