Горностаев Александр Октавьевич
Горностаев Александр Октавьевич
Мое вхождение в методологическое движение началось в 1987 г. со знакомства с М.А. Мкртчяном, когда я, достаточно успешный инженер НПО прикладной механики им. М.Ф. Решетнева (Красноярск-26), перешел в подшефную школу № 98 преподавателем математики с выполнением обязанностей организатора внеклассной работы. Моя жизнь уже была связана с преобразованиями и изменением существовавшего положения дел в стройотрядах и на радиотехническом факультете УПИ (Свердловск, ныне Екатеринбург), в деятельности городского комсомола Красноярска-26.
Приглашение меня в школу было связано с внедрением начинающим директором В.А. Миновым (в настоящее время начальник отдела Агентства образования Красноярского края) технологии творческого воспитания по И.П. Иванову, в основе своей реализующей идеи А.С. Макаренко. Участие в школьных семинарах, проведенных автором концепции коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко и разработчиком базовых методик коллективных учебных занятий М.А. Мкртчяном, открыло новую для меня деятельность в сфере образования. Становление ученического самоуправления и освоение методик Мкртчяна при внедрении в учебную деятельность легли в основу изменений образовательного процесса и внутришкольного управления. Представители школы № 98 г. Красноярска-26 были приглашены в Москву как группа поддержки на телевизионной встрече В.К. Дьяченко в Останкино.
Дальнейший поворот событий определил постижение азов методологии через изучение статей Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, О.С. Анисимова, О.И. Генисаретского, Ю.В. Громыко, М.В. Раца, М.Т. Ойзермана, С.В. Попова и др. А когда в Красноярском краевом ИПК работников образования М.А. Мкртчян стал проводить свои первые ОД игры, я познакомился с теми, кто так или иначе был связан с региональным методологическим движением: В. Гудовщиковым, Л. Бондаренко, В. Васильевым, А. Ароновым. Мне не посчастливилось лично ощутить магию Г.П. Щедровицкого, но аура и энергетика методологического движения чувствовалась. Многое понималось из рассказов очевидцев, особенно Мкртчяна, с которым мы дружны до сих пор и которого я считаю своим Учителем – как, думаю, и Г. Блинов, и В. Минов.
Мы, трое молодых и бородатых из закрытого Красноярска-26, стали активно сотрудничать с Мануком и впоследствии стали ядром его команды по проведению ОДИ в Красноярском крае, в Казахстане, в городах России. Освоение игр проходило в становлении новой образовательной практики в идеологии КСО. Мне повезло встретить удивительных (бесстрашных по тому времени, конца 80-х и начала 90-х) директоров школ Красноярска – Дмитрия Карповича, Аргама Мкртчяна, Светлану Катыщук, осуществлявших инновационную деятельность по внедрению коллективных учебных занятий, перестройке образовательного процесса и жизненного уклада своих педагогических коллективов.
Рефреном моей педагогической деятельности была идея самоуправления, определение возможности появления и занятия управленческой позиции. Работая заместителем директора школы по научно-методической деятельности, я ввел в практику работы администрации управленческий семинар с участием активных учителей. В школе стало нормой проведение педагогических советов и семинаров в форме ОДИ. Группа инициативных учителей школы № 98 «УГОЛ» («Учитель – государственно-общественная личность») была отмечена в мегапроекте по становлению государственно-общественного управления (Институт открытого общества – фонд Сороса). Позже подтверждением моего поиска смыслов в управленческой деятельности ключевой для меня работой стала коллективная монография под редакцией Ю.В. Громыко «Проблемы развития управленческого мышления и деятельности», благодаря которой пришло осознание творимого и определенное понимание методологического управления и управленческого мышления в СМД подходе Г.П. Щедровицкого. Важную роль в методологическом образовании сыграли журналы «Вопросы методологии» и «Кентавр».
В настоящее время – старший преподаватель и методист Центра образования управленческих кадров Красноярского краевого ИПК работников образования. Делаю попытки оформления содержания методологического аспекта образования управленческих кадров, создаваемые модули апробируются в рамках проводимых курсов подготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений по формированию управленческой компетентности. Участвую в ОД играх, проводимых Мкртчяном, в последнее время они связаны с моделированием образовательного пространства на принципах сетевого взаимодействия.
E-mail: gora@cross-ipk.ru