Генисаретский Олег Игоревич
Генисаретский Олег Игоревич
Вопросы составителя словаря поставили меня в тупик, ибо про обстоятельства знакомства с Г.П. Щедровицким, участие в семинарах и прочих событиях ММК вплоть до 1976 г., о причинах неучастия в них до начала перестройки, втором включении в деятельность методологического движения/сообщества, и т.д., и т.д. мне уже не раз приходилось рассказывать во многочисленных интервью, выступлениях на Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого, на Методологических конгрессах, а также в различных статьях на весьма отвлеченные методологические темы. (См. хотя бы беседу со мной С. Поливановой «В таких сообществах необходима этика незаинтересованного служения» 11.02.1992 г. (http://v2.circle.ru/personalia/) или «Фигуры идентичности методолога» // Вопросы методологии, 1997, № 3-4.) Снова вспоминать и говорить об этом, право, нет никакой нужды.
Кроме того, я никогда не отделял своих методологических изысканий от тех академических, педагогических, художественно-проектных и других занятий: потому и включил в название одной из своих книг подзаголовок «методологические продолжения и расширения». Посему и предлагаю нижеследующие сведения, выполненные в жанре curriculum vitae, полагая, что с результатами их можно ознакомиться по моим публикациям (библиографию см. на сайте автора: www.prometa.ru) и по текстам многочисленных докладов, большая часть которых находится в частных архивах участников методологического движения.
К сожалению, в рамках этой краткой самопрезентации нет никакой возможности даже упомянуть о разных местах службы, проектах, событиях и тех замечательных людях, с которыми довелось встречаться и трудится. Бог даст, когда-нибудь напишу обо всем этом подробно, «с чувством, толком и расстановкой».
Итак, curriculum vitae. Родился в Коврове под Владимиром, где и рос в доме своей бабушки до конца войны. Школьные годы провел в подмосковном ткацком Ногинске (б. Богородск), а затем в индустриальной Электростали. Высшее образование получил в стенах Московского инженерно-физического института (на факультете злектронно-вычислительных устройств и средств автоматики), который окончил в 1964 г.
Не без влияния преподавателя философии проф. Е. Д. Клементьева в студенческие годы начал изучать немецкую философскую классику и философские вопросы кибернетики. После слушания на математическом факультете МГУ лекций С.А. Яблонской и А.С. Есенина-Вольпина по математической логике и основаниям математики в 1963 г. познакомился с основателем Московского методологического кружка Г. П. Щедровицким и на долгие годы стал прихожанином семинаров ММК. Среди активных участников этой «машины коллективного мышления» были тогда Н.Г. Алексеев, В.Я. Дубровский, В.А. Лефевр, Ю.В. Рождественский, В.М. Розин, В.Н. Садовский, Б.В. Сазонов, В.С. Швырев, Э.Г. Юдин и др.
В 1965 г. во ВНИИТЭ, куда я поступил вместе с Г.П. Щедровицким, а затем в Центральной экспериментальной студии Союза Художников СССР – в кругу В.Л. Глазычева, И.Н. Голомштока, А.А. Дорогова, Л.В. Жадовой, К.М. Кантора, Е.А. Розенблюма, В.Ф. Сидоренко, Е.В.Черневич и других энтузиастов возрождения дизайна в СССР – начал заниматься вопросами теории и методологии системного и художественного проектирования, средового подхода в дизайне и архитектуре, экологии культуры и эстетического воспитания. Основная тема этих занятий, продолжающихся до сих пор, – проектность как качество, присущее не только деятельности проектирования, но также сознанию, окружающей нас среде и культуре (см. публ. 1-4)
Увлеченное занятие художественным проектированием, очень близким тогда с художественным авангардом, свело меня с ныне известными дизайнерами и художниками: Евгением Богдановым, Виктором Зенковым, Александром Ермолаевым, Марком Коником, Владимиром Чайкой, с которыми, к моей вящей радости, иногда удается – по делу и без особого дела – встречаться и ныне.
Сотрудничая с Отделом теории Института конкретных социологических исследований АН, которым тогда руководил Ю.А. Левада, в 1970 г. представил к защите кандидатскую диссертацию по теоретической социологии культуры (Методологический анализ понятия культуры в структурно-функциональных моделях общества / АН СССР. ИКСИ. М., 1970). После долгих проволочек она была отклонена ВАКком с сакраментальной формулировкой «за нарушение ленинского принципа партийности».
В начале 70-х, после знакомства со свящ. Александром Менем, я получил возможность пользоваться его богатейшей библиотекой, что не мало поспособствовало моим последующим занятиям русской религиозно-философской проблематикой.
С середины 70-х – при наставническом участии Е.Л. Шифферса – начал систематически заниматься особенностями православной молитвенно-созерцательной практики и театрального искусства (см. публ. 5). Особое место в этих штудиях заняло наследие свящ. Павла Флоренского, что вылилось в подготовку к изданию его искусствоведческих трудов 20-х гг. (Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии // Сост. Игумена Андроника (А.С. Трубачева). – М.: Мысль, 2000 (Философ. Наследие).
В эти же годы начались наши собеседования, а затем переписка с Д.Б. Зильберманом, закончившаяся после его трагической гибели в Бостоне в 1977 г. (см. публ. 6).
С 1976 г. по 77-й жил и работал в г. Шевченко Казахской ССР, где в сотрудничестве с А.С. Кривовым занимался осмыслением архитектоничности и возможностями восстановления архитектурно-тектонического подхода в архитектуре и градостроительстве. Одним из результатов этих усилий стало представление о «приращении целей», положенное далее в основу понимания специфики стратегий. По возвращении из Шевченко в Москву спонтанно прервалось мое участие в работе семинаров и в других событиях ММК, которое – на новых началах – возобновилось с началом перестройки.
В 1989 г., после первого приступа гласности, защитил кандидатскую, а в 1992 г. – докторскую диссертации по искусствоведению (технической эстетике), посвященные гуманитарно-художественной проблематике проектной культуры дизайна (см. публ. 7).
С 1989-го по 2001 г. – научный руководитель Культурно-экологической акции «Возрождение» и Конгресса «Культура и будущее России» (при Союзе кинематографистов РФ), объединившей – в те годы социальной разрухи – многих деятелей отечественной культуры (Евразийская перспектива. Материалы II Международного конгресса «Культура и будущее России». – М.: Путь, 1994. – Культура и будущее России // Wia regia. 1995, №1).
С 1993 по 2005 г.г. руководил сектором психопрактик сознания и культуры Института человека РАН, а с 1995 г. был заместителем директора этого института. Круг моих научных интересов того времени: гуманитарная психология и психотерапия, традиционная психологическая культура, психопрактики сознания и гуманитарная глобалистика (см. Параевгеника: об одном утопическом мотиве в мифопоэтической и оккультной прозе // Социально-культурные утопии ХХ века. Вып 3. – М.: ИНИОН АН СССР, 1985 г.).
В эти же годы в тесном сотрудничестве с Н.А. Носовым был проведен цикл философско-методологических исследований по проблематике виртуальных реальностей, переросших затем у Носова в разработку теоретических и прикладных вопросов психических виртуальных реальностей (см. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. – Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1. – М.: Ин-т человека РАН, 1995.). Тогда же началось мое академическое сотрудничество с В.В. Малявиным, С.С. Хоружим и Ш.М. Шукуровым (см. публ. 8).
Сотрудничество с С.Б. Чернышевым, начатое в 1994 г. в рамках проекта «Иное» (см. публикацию 9), продолжилось затем в формах участия в организовываемых им семинарах и преподавании в Центре корпоративного предпринимательства ГУ «Высшая школа экономики» (см. публ. 10).
В 1997 г. в рамках Imperial Management Serves, а затем Института муниципального и регионального партнерства началось мое тесное сотрудничество с О.Б. Алексеевым, продолжающее до сих пор. Основная тематика начавшихся тогда работ – местное самоуправление в современной России, стратегии городского и пространственного развития. (см. Пространственное развитие и стратегическое управление // Сборник Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000; Стратегии и сообщества в местном самоуправлении. // Сборник «Местные сообщества в местном самоуправлении. Учебное пособие для муниципальных управляющих». Серия «Библиотека местного самоуправления». Выпуск 22.– М.: Московский общественный научный фонд, 2000.).
Разработка этого круга вопросов была продолжена во времена моего научного руководства Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа с 2001 по 2003 гг. (см. публ. 11).
В настоящее время являюсь главным научным сотрудником Института философии РАН, руководителем Центра синергийной антропологии ГУ «Высшая школа экономики», сопредседатель Религиозно-культурного диалога «Лицом к лицу».
В разные годы читал лекции и вел семинары на психологическом факультете и Институте стран Азии МГУ, в Центральной экспериментальной студии СХ СССР, во ВГИКе, в Высшей художественно-промышленной школе им. графа Строганова, в Московской высшей школе социальных и экономических наук, в Высшей школе экономики и Центре корпоративного предпринимательства (Владивосток).
Свои гражданские, гуманитарные и профессионально-академические интересы за эти годы доводилось реализовывать в рамках Комиссии по присуждению государственных премий в области дизайна (с 1998 по 2004 гг.), Религиозно-культурного диалога «Лицом к лицу», Академии гуманитарных наук (с 1997 г.), Академии естественных наук (с 2005 г.), а также в качестве ведущего Творческого клуба Секции живописи Горкома графики, президента Российской ассоциации визуальной антропологии (с 1998 г.), президента Ассоциации «Открытый музей» (с 2001 г.) и в настоящее время – председателя Общественного совета Института корпоративного развития группы компаний «Ренова».
Другие (избранные) публикации:
Генисаретский О.И. От метода к теории // Декоративное искусство СССР, 1968, № 2
Генисаретский О.И. Опыт конструирования моделей культурно-исторических систем // Социальные исследования. Вып. 5. М., 1969.
«Принцип надежды» и надежда на проектирование: утопический дизайн 70-х // Социально-культурные утопии ХХ века. Вып.2 // АН СССР. ИНИОН. М.; 1983.
Теоретические и методологические исследования в дизайне – М.: Изд-во Школы культурной политики, 2004.
Генисаретский О. И. Читая Шифферса // Шифферс Е.Л. Собр. соч. в двух томах. – Том 2. – Предисловие О.И. Генисаретского. – М.: Новое издательство, 2005.
Олег Генисаретский, Давид Зильберман. О возможности философии. Переписка 1972–1974 гг. – М.: Путь, 2001.
Генисаретский О.И. Дизайн и культура. – М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1984.
Генисаретский О.И. Окрест вершин: антропологическое воображение и перфективный праксис. // Совершенный человек. Теология и философия образа. – М., 1997.
Генисаретский О.И. Культурно-антропологическая перспектива. // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Редактор составитель С.Б. Чернышев – М.: Аргус, 1995.
Генисаретский О.И. Предпринимательская деятельность и человеческий капитал. // Культура российского предпринимательства. М., 1997.
Генисаретский О.И. Несколько соображений о государственности в стратегическом наклонении // Кентавр, 2002, № 30.
P.S. Буду признателен всем, кто сообщит мне о наличии в своем архиве текстов моих докладов и выступлений, затерявшихся за многие годы в потоке времени.