Гайдин Михаил Михайлович
Гайдин Михаил Михайлович
По жизни я профессиональный изобретатель (28 авторских свидетельств и 1 патент), по базовому образованию физик-реакторщик. Факультативно интересовался философией; будучи молодым специалистом, прочел практически всю философскую классику. В поисках коммунистической правды прочел полное собрание сочинений В.И. Ленина, включая письма. Но главный акцент всегда был на методологии эвристики, причем в социальном контексте.
В методологическое движение я вошел с тех пор, как начал посещать лекции и семинары Г.П. Щедровицкого в Обнинском университете марксизма-ленинизма на факультете «Управление научными коллективами». Был участником ОД игр, проводимых им в нашем городе, которые мне казались конструктивным апогеем СМД методологии. Георгий Петрович с первой встречи произвел на меня огромное впечатление уникальной широтой взглядов, образованностью, сущностной конструктивной ориентацией, исключительной работоспособностью, смелостью отстаивания позиции.
Именно под его влиянием в сознании сложилось представление о большом Деле, которому стоит посвятить свою жизнь – трансляция культуры мышления. С этой целью я самостоятельно осваивал методологию по журналам «Вопросы методологии» и «Кентавр», участвовал в работе городского методологического семинара Камиллы Васильевны Малиновской.
Участвовал в нескольких выездных играх (руководители А.П. Буряк, К.В. Малиновская, В.С. Сенкевич), а в 1993 г. организовал свой методологический семинар по месту работы в Физико-энергетическом институте (ныне Государственный научный центр Российской федерации – Физико-энергетический институт; ГНЦ РФ-ФЭИ). Семинар носил оргдеятельностный характер и был ориентирован на улучшение качества проектной деятельности, мы проводили его в Учебном центре ФЭИ для сотрудников, работающих над проектами в области космических технологий, обеспечения ядерной безопасности, системной экспертизы проектов, занимались вопросами интеллектуальной собственности в ситуации перестройки, методологией инноватики.
К сожалению, начало работ по освоению системного проектирования пришлось на время горбачевской перестройки, поэтому развернуть эту деятельность в широком масштабе не удалось. Обозначенные проекты закрывались на стадии завершения из-за масштабного свертывания финансирования. Развернуть расширенно-воспроизводящее методологическое образование в институте также не удалось.
Реально значимым оказался только один проект, носящий культурно-образовательную направленность – проект Мемориального музея атомной энергетики России на базе Первой в мире АЭС, который по своему культурно-историческому статусу должен войти в число влиятельных музеев мира, ибо именно пуском Обнинской АЭС энергия атома была направлена в созидательное русло, и в мировой культуре появился новый социально значимый термин «Мирный атом».
Нами была разработана ОД концепция проекта музея, а для ее реализации по моей инициативе и при поддержке дирекции института в 1997 г. был создан Музейный клуб, который осуществляет функции соединения СМД представлений и музейной практики. Клуб действует как открытое виртуальное пространство с ориентацией на сетевое проектирование и в этом плане выступает как активный интеллектуальный узел сети, поскольку музейное дело по своей природе требует универсумного подхода, и, следовательно, широко развернутой коммуникации.
Основные направления его деятельности: создание клубного высокопрофессионального музейного пространства атомной отрасли на базе интеллектуальных отечественных средств, накопленных ММК, СМД движением и практикой ОД игр. В комплексно организованном музейном проекте системно соорганизованы два деятельностных процесса – освоение методологической культуры и проектирование музея.
Мы поддерживаем многие инициативы по организационному развитию, в этом плане тесно связаны с образовательными институтами повышения квалификации, с Институтом истории естествознания и техники (ИИЕТ РАН) и Институтом культуры РАН, со многими методологическими инициативами. В Интернете Музейный клуб ведет ОД-игру (ИнтерОДИ) «Ноосфера», разрабатывает проект Интернет-конференции «Атомная эпопея», участвует во всех мемориальных мероприятиях атомной отрасли, города, института, параллельно создает видеоархив по обозначенным позициям, в том числе и архив методологического движения.
Совместно с Обнинским краеведческим объединением «Репинка» (рук. В.А. Тарасов) Музейный клуб разрабатывает проект «Обнинск – дух места».
В последние годы я (старший научный сотрудник ОНТИ ГНЦ РФ ФЭИ, руководитель Музейного клуба) активно работаю в Московском методолого-педагогическом кружке (ММПК) О.С. Анисимова с ориентацией на эффективное использование связки ОДИ и ОМИ в процессах трансляции методологической культуры в системе образования. Базовый ориентир этой трансляции – культурный контекст.
Основные публикации:
1. Богуш В.Б., Гайдин М.М. Концепция Государственного музея атомной энергетики России. Обнинск,1997. (Одобрено Президиумом Ученого совета ГНЦ РФ ФЭИ от 10.11.97).
2. Гайдин М.М. Богуш В.Б. «Музей атомной энергетики России как пространство содержательной гуманизции деятельности. Системный подход к музейному проектированию». Материалы международной конференции «Ядерная безопасность: социогуманитарные структуры». М., 1998
3. Гайдин М.М. «Музей как узел сети». Доклад на VII научно-практической конференции «Российский научно-технический музей: проблемы и перспективы». Нижний Тагил, октябрь 2000
4. Гайдин М.М. «Социальное проектирование как ресурс для преодоления кризиса в науке, образовании, экологии. К проекту Государственного музея атомной энергетики России)» Доклад на конференции «Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России». Калуга, апрель 2001
5. Гайдин М.М., Сенкевич В.С., Стогов В.Ю. Организационно-деятельностные игры в контексте глобально-ноосферного образования. Доклад на научно-методической конференции «Глобальное образование и перспектива». Тула, 2001
6. Гайдин М.М. Ноосферное образование в России. Доклад на IY Всероссийских чтениях, посвященных братьям Киреевским «Оптина пустынь и русская культура». Калуга, 2001
7. Гайдин М.М. Некоторые методологические соображения о коммуникационных ресурсах конференций (К проблеме системного проектирования в культуре) Доклад на конференции «Отечественная война 1812 года и российская провинция. События. Люди. Памятники». Малоярославец, 2002
8. Гайдин М.М. Что есть образование? Доклад на юбилейной конференции «Ноосферная школа», Боровск, 2002
9. Гайдин М.М. Православие в становлении новой России. Саров, 2003
10. Гайдин М.М. и др. Музейное поле Обнинска (Системный подход к музейному проектированию. Боровск, 2003
11. Гайдин М.М. Виртуалистика в музее – этические проблемы. ИФ РАН Москва, 2003
12. Гайдин М.М. Люди ноосферного будущего. Обнинск, 2003
Координаты клуба 249033, г. Обнинск, Калужской обл., ул. Мигунова, дом 7, Музейный клуб ФГУП ГНЦ РФ ФЭИ, тел. 8 (48439) 9-51-11, E-mail: gaidin29@mail.ru, сайт: http://odi.h12.ru/