Выдающийся филолог, один из первых исследователей в области филологической герменевтики, Заслуженный деятель науки РФ, автор более 250 работ по гуманитарным наукам.
Закончил (1951) с отличием Ленинградский университет, после чего три года преподавал английский язык и логику в поселковой школе на станции Чусовая (Казахстан). Затем три года аспирантуры в Педагогическом институте им. Герцена (Ленинград) по специальности «методика преподавания», после чего преподавал в Башкирском университете (Уфа) на кафедре английского языка, заведовал кафедрой английского языка в Кокчетавском педагогическом институте. С 1974 г. работал на кафедре английской филологии Тверского университета, в 1985 г. защитил докторскую диссертацию по общей лингвистике, с 1997 г. – профессор. Под руководством доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, почетного профессора Тверского государственного университета Г.И. Богина защищено четыре докторских и пятнадцать кандидатских диссертаций. Г.И. Богин – автор более трехсот научных трудов, самые значительные из которых связаны с проблематикой филологической герменевтики. Его называют основателем Тверской школы филологической герменевтики.
Филолого-герменевтические работы Богина (наиболее представительна неопубликованная рукопись «Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику»; она включает большую часть материала предшествующих монографий и многих статей и доступна на http://www.auditorium.ru/books/5/, к сожалению, в не самом удобном для чтения формате) направлены против сведения понимания текстов в культуре и коммуникации к «семантизирующему» и «когнитизирующему», против подмены смыслов содержанием, против примитивизации общественной коммуникации. Прямым объектом критики являются соответствующие филологические (педагогические) практики.
Возможность «третьего типа», «третьего уровня» понимания, «Verstehen», «понимания, построенного на распредмечивании идеальных реальностей, презентируемых помимо средств прямой номинации, но опредмеченных все же именно в средствах текста» (Указ. соч., Введение) задается Богиным исходя, прежде всего, из СМД представлений, а (мысле)деятельность понимания строится как определенная аспектизация исходного позиционного набора схемы мыследеятельности (МД).
Смыслы (ноэмы как единицы понимаемого) напрямую сопоставляются Богиным с поясами схемы МД и классифицируются по принадлежности к ним (Указ. соч., ч. 2, гл. V, § 2), и далее обсуждаются педагогические техники «пробуждения рефлексии», ориентированные на конкретные пояса МД (еще более прямолинейно это проводится в работе учеников Богина).
Слишком просто (наверное, это само по себе могло бы рассматриваться как пример усмотрения предзаданного содержания и игнорирования смыслов) было бы увидеть в такого рода интерпретациях «натурализацию схем», «преждевременную онтологизацию» или какой-нибудь другой модный методологический грех. Сам Георгий Исаевич оставил иное свидетельство: «Пока [Г.П. Щедровиций] был жив, он одобрительно относился к моим попыткам “профессиональной вульгаризации методологии” (слово “вульгаризация” в жаргоне методологов не имеет отрицательной коннотации и означает именно введение чего-то в культуру)» (Цит. по: «Богин Г.И.» (http://www.russcomm.ru/rca_school/bogin.shtml)).
Формализмы теории МД интерпретируются Богиным на материале, лишь отчасти пересекающимся с корпусом текстов, которые критиковались ММК в ходе работы над теоретико-мыслительными и теоретико-деятельностными понятиями, послужившими основой для построения первых. Как и теоретики ММК, Богин апеллирует к традиционному философскому дискурсу, лингвистическим представлениям, но в сопоставимом объеме привлекает и собственно филологический материал, а также разработки, относящиеся к достаточно неопределенной «культурологической» проблематике, в том числе проведенные или вошедшие в отечественный научный оборот в пост-теоретико-деятельностную эпоху.
Интересным и, скорее всего, плодотворным будет критическое сопоставление представлений, развернутых в книгах Богина (наиболее полно – в упомянутой неопубликованной рукописи), с «семиотическим» блоком трудов Г.П. Щедровицкого, в частности, вводимых ныне в широкий оборот публикацией в трехтомнике «Знак и деятельность» (Кн. 1 – М.: «Восточная литература», 2005; см. тж. предисловие В.П. Литвинова к этому тому и его же главу в: «Познающее мышление и социальное действие». М.: «Ф.А.С.-медиа», 2004).
Под руководством Г.И. Богина прошло шесть международных герменевтических конференций «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании». Как главный редактор выпустил (1980-96 гг.) тринадцать сборников статей по стилистике, пониманию и рефлексии, затем основал электронный ежеквартальный журнал Hermeutics in Russia/ Герменевтика в России.
Группа учеников