Базаров Тахир Юсупович
Базаров Тахир Юсупович
Мое первое знакомство с идеями Г.П. Щедровицкого началось со знакомства с П.В. Малиновским в 1976 г., когда я учился на психфаке МГУ. Тогда я был жаден до знакомства с различными философскими системами, слушал лекции М.К. Мамардашвили (в Институте психологии) и Э.В. Ильенкова (у нас на факультете вне формального расписания). Именно в Коммунистической аудитории Института психологии (на Моховой) по четвергам проходили методологические дискуссии под руководством Георгия Петровича, которые я время от времени посещал вольным слушателем. Честно говоря, происходившее напоминало удивительный спектакль с элементами психодрамы. Это было представление, которое тщательно готовилось заранее, но каждый раз происходило по сценарию, возможному именно в данный момент. Причем важным казалось именно то, что рождалось на глазах у всех. Главным Режиссером и «Главным Акушером» был, конечно, ГП. С тех пор для меня очень важны три вещи: надо чувствовать слово и уметь его «вкусно кушать», надо действовать «здесь и сейчас», понимая при этом, что за бездействие придется нести ответственность «там и потом», и, наконец, надо понимать, что знание берется из анализа того, что было реально сделано, и чем более этот анализ критичен, тем более глубокое знание ты можешь получить.
Затем (1986-90 гг.) я участвовал в постоянно действующем семинаре А.А. Веселова и П.В. Малиновского, тему которого затруднительно назвать не только «за давностью лет», но и по причине постмодернистской сути разворачивавшихся событий. Впрочем, иногда семинар почти логично прерывался ОД играми, материал которых затем становился предметом последующих совместных обсуждений. Участие в семинаре и играх впоследствии (в 1991 г.) помогло мне довольно легко адаптировать зарубежную технологию ассесмент-центра к реалиям поздне-советской и пост-советской российской действительности, а также в значительной степени способствовало моим инициативам по когнитивной и социальной институционализации менеджмента персонала как новой профессии (1994–98 гг.).
С 1994 г. мое знакомство с Петром Щедровицким перерастает в сотрудничество и партнерство. Нам удались весьма непростые проекты с бизнес-структурами и политическими объединениями. Благодаря Петру, мне удалось проблематизировать и переосмыслить значительную часть методов и технологий, которые я разрабатывал и использовал как социальный психолог. Пожалуй, в определенной степени мои размышления об инструментарии практического социального психолога («Вестник МГУ. Серия психология», № 4, 1998 г.) «прогревались» рефлексией и переосмыслением замыслов, хода реализации и итогов консультационных проектов того времени. В 99-м мы вместе с Петром учредили консультационно-обучающую компанию «Центр кадровых технологий – XXI век», которая была осевой структурой в организации и проведении Всероссийского конкурса «Государственная служба – кадры нового поколения». Он по инициативе С.В. Кириенко проводился с того самого момента, когда в рамках административной реформы возникли федеральные округа (2000-02 гг.) Основное внимание уделялось разработке концепции программного управления округом, освоению матричных форм организации, отработке технологий формирования горизонтальной сетевой управленческой команды, созданию инфраструктуры взаимодействия государства с гражданским обществом. Думаю, что в рамках этого проекта нам удалось понять, что сначала можно сформировать систему компетенций, а затем, в процессе реального решения задач, определить их компетентностное и квалификационное наполнение.
Я профессор факультета психологии МГУ, доктор психологических наук.