Бабич Ростислав Борисович
Бабич Ростислав Борисович
После окончания аспирантуры в МГУ я был направлен представителем в экологическую секцию Международного молодежного форума, проводившегося в Москве. Подготовку участников форума осуществляли С.В. Попов и П.Г. Щедровицкий при активном участии Ю.В. Громыко. Так я вместе с Людмилой Ткаченко и Татьяной Бочкаревой узнал о методологии и схемах. В дальнейшем участвовал как игротехник, эксперт, консультант в играх и семинарах С.В. Попова и П.Г. Щедровицкого (ОДИ в Иркутске, выборы штаба ЦК ВЛКСМ на БАМЕ), С.В. Попова (Экологическая экспертиза на озере Байкал), а также в семинарах и методологических съездах, проводимых Г.П. Щедровицким. Безусловно, имею кучу милых сердцу воспоминаний о встречах, контактах с Георгием Петровичем и шлейф его влияний (игры в Красноярске, где обсуждалось, что есть история, в Одессе, под Ереваном, когда Нагорный Карабах уже стрелял, и время шло вперед, к событиям в Баку…).
Игры, семинары, выступления ГП, его присутствие захватывали и вели за собой. Так было и со мной. Я хотел бы передать способ включения в мышление и действия, необходимый тогда так же, как и сейчас.
Для меня ключевым понятием, способным передать событие игры, семинара либо выступления ГП, является сюжет. Сюжет – инструмент мощи и власти. Он сильнее меня. Например, я родился …, далее без особого ущерба можете продолжить Вы (только прошу, больше неудач – именно они осуществляют поворот сюжета, проявляют самосознание). В театре актер исполняет роль по-своему, но сюжет неизменен. Он объединяет действия, сцены, актеров, зал в целое спектакля. Фрагменты воспоминания, газеты, кинофильма, Вашей жизни нанизываются на сюжет. Только так можно непоследовательно, но упорядоченно разворачивать смыслы и интриги, эмоции, взаимодействия и мышление во времени. Наша жизнь и профессиональная деятельность – это вариации известных сюжетов.
Сюжет необходим. Дело в том, что мыследействие опережает сознание. Мы действуем, а затем соотносим осуществленное действие с нашим сознанием, выделяем самосознание и смотрим, что получилось и что не вышло. А сюжет обнаруживает либо гармонию действия и сознания, либо их взаимное отрицание, либо поле переходов. Все наши возможности сводимы к предварительному осознанию вариантов сюжета или к введению имплантата в разворачивающийся сюжет, чтобы сделать его пластичным.
Г.П. Щедровицкий – единственный, кто останавливал сюжет. Он организовывал действительность сюжетной паузы. Здесь важно воображение: Вы есть Вы, но вне сюжета. А как?
Попробуем остановить сюжет, прорваться в действительность мысли и деятельности. Поскольку сюжет разворачивается во времени, то откажемся от времени, тем самым от сюжета. Будем рассматривать все пространственно, статично. Для этого нарисуем сюжет «на доске», знаками. Здесь я. Оформим то, как я мыслю. Рядом нарисуем, каким образом то, что Вы оформили, попало к Вам и каким способом Вы понимаете данность, заданную Вами. Нарисовали пространственно.
Вне времени человек осмыслен как носитель мышления, деятельности и коммуникации. Он понимает себя как комбинацию разнородных начал: сюжетов и мыследеятельности. Здесь неизбежны попытки проявить себя через сюжеты. Поскольку сюжеты взаимосвязаны, то все контролирует сюжет, нарисованный Вами, те «скрепы», которыми его вариативность скреплена с остальными сюжетами. Образуется удивительная действительность сюжетной остановки: набор зарисовок сюжетов, межсюжетных казусов, обрамляющих схему, которая предъявляет и именует «скрепы» (знак схемы имеет имя, понятие, категорию, с ним можно вступить в коммуникацию). Схема всегда садится на конкретных людей; текст не есть схема. Схема проявляет границы. В результате высвобождается ограниченная ранее человеческая активность мысли, слова, действия. Особым становится время. Оно длится и делится. И все усилия направлены на соорганизацию сюжетов вне «скреп», в иных условиях.
В этом суть Вашей игры, Вам необходим следующий шаг, его проект, программа.
Но не для Г.П. Щедровицкого. Его мыследействие, вопреки Вам, наперекор сознанию ориентировано на остановку сюжета, освобождение содержания, дление и деление операционального времени.
Прошлый сюжет окончен. В результате получаем группу с особым самосознанием и мышлением, которой противостоит плотный мир известных сюжетов и технологий. Методология с ним не борется, она им пользуется. Поэтому группе следует натурализоваться, для чего требуется оригинальное программное обеспечение, комплексные алгоритмы, экономика инженерных знаний, информационные протоколы, аутсорсинг, языки, то есть то, что не было обязательным при Г.П. Щедровицком. Плюс главное – способы остановки и запуска сюжетов.
…С 1994 г. я работаю в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, занимаюсь проблемами неудачными – без результативного внедрения новых инновационных разработок и изделий – малыми предприятиями страны, их утилизацией либо реанимацией.