Аросьев Дмитрий Александрович
Аросьев Дмитрий Александрович
После ареста отца воспитывался в детском доме. Был принят в Суворовское училище, которое, помимо всего остального, позволяло специализироваться в области педагогики. Активно занимался греблей на байдарке-каноэ, мастер спорта, входил в молодежную сборную Советского Союза.
Занявшись научной деятельностью, Дмитрий Александрович защищает кандидатскую диссертацию по теме проектирование спортивной подготовки (научный руководитель – зав кафедрой теории и методики физвоспитания Центрального института физкультуры и спорта А.Д. Новиков), после чего кандидата наук приглашают в Спорткомитет СССР (ученый секретарь Научного Совета, затем главный специалист Отдела науки).
Интерес к проблемам управления приводит Аросьева на 1-ю Всесоюзную конференцию по управлению в экономике (1964), которая проходила на экономическом факультете МГУ. Один из выступавших гневно отзывается о неизвестном Дмитрию Александровичу Г.П. Щедровицком, назвав его… субъективным идеалистом! Заинтригованный, Аросьев спрашивает соседа, будет ли ответ. Нет, конечно,– улыбнулся тот,– имярек потому-то и разбушевался, что оппонент отсутствует… А где его найти? — В институте психологии…
Как впоследствии вспоминал Аросьев, на первом же заседании Комиссии по психологии и логике он «сразу же ощутил радость от внятности речи Георгия Петровича, абсолютной самостоятельности в мысли, предъявленной здесь и теперь». Приглашенный на методологический («узкий») семинар, Дмитрий Александрович первым делом выделил значимую для себя технологию работы кружковцев: «всё пишется на магнитофон, то есть, документируется: при желании понять то, в чем не удалось разобраться сходу, можно открутить пленку назад и еще раз прослушать произнесенный тезис».
Д.А. Аросьев становится полноправным членом ММК. И на период подготовки к Московской Олимпиаде 1980 г. привлекает Г.П. Щедровицкого и его соратников к работе в Малаховском филиале Московского областного инфизкульта; так начинается сотрудничество методологов с управленцами в области спортивной деятельности, тренерами высшей квалификации, психологами, социологами и другими «предметниками в области подготовки спортсменов высшей квалификации». (Эти проблемы в семинарах активно обсуждали А.И. Астахов, С.В. Брянкин, В.А. Демин, Е.Г. Кобяков, Е.П. Суханов, О.Л. Чернов и др.). Одновременно Дмитрий Александрович организует все выездные совещания Кружка, прежде всего на Олимпийской базе в Подольске.
В Кружок Д.А. Аросьев пришел сформировавшимся специалистом в области спортивной подготовки олимпийских команд. Можно с большим основанием утверждать, что разработки ММК по методологии комплексного подхода непосредственно связаны с идеями Аросьева и их реализацией. Дело в том, что на гребне научно-технической революции широкое распространение в практике спорта высших достижений получила идея создания комплексных научных бригад, обеспечивающих целевую подготовку спортсменов.
Д.А. Аросьев разработал технологию целевой циклической подготовки спортсмена в точном соответствии с графиком проведения соревнований. Комплекс подготовки рассчитывался так, чтобы пик спортивной формы приходился на соревнования самого высокого уровня. В частности, разработанная технология, названная «Бегущий кабан», была реализована в четырехгодичном цикле подготовки стрелков. Она объединяла в целостной программе десять независимых форм подготовки, имеющихся тогда в арсенале тренеров. Особенностью комплекса была спроектированная программа, объединяющая силовую, тактическую, биомеханическую, физиологическую, психофизическую и психологическую и др. формы подготовки и обеспечения, т.е. все те позиции специалистов, которые на тот момент могли быть выделены в системе специального обеспечения спортивных достижений.
Обсуждая эти программные идеи на семинарах ММК (с участием В.Я. Дубровского, Р.И. Спектора, А.А. Тюкова и др.) Дмитрий Александрович реализует их внедрение в систему обучения и повышения квалификации тренеров.
В то же время обсуждение этой технологии инициировало семинарские дискуссии по проблемам соотношения системного и комплексного подходов, организации целевых программ, которые объединяли исследования, дизайн и практику в программные комплексы и предполагали специальную организацию коллективной мыследеятельности в условиях взаимодействия специалистов, занимающих разные профессиональные позиции.
Понятие специальной подготовки (в отличие от различных форм обучения и тренинга) обсуждалось на семинарах кружка по материалам технологических разработок Д.А. Аросьева. В частности, на одном из подольских совещаний развернулась довольно острая полемика между Дубровским, отстаивающим схемы кооперации в системах спортивной подготовки, и Щедровицким, Аросьевым, Спектором, выдвигавшими идеи человеко-технического семиозиса «тренер – ученый – спортсмен».
Именно на материале работ Дмитрия Александровича подробно обсуждались в Кружке уже в начале 70-х гг. проблемы структуры «включенного наблюдения», ставшего снова модным в социологических исследованиях (в формулировке ГП это звучало как проблема «рыбы – ихтиолога»).
Вклад Д.А. Аросьева в достижения ММК по разработкам Общей теории деятельности, Теории коммуникации, Методологии комплексного подхода, Технологии игровых методов профессиональной подготовки несомненен.
А.А. Тюков