Алексеев Никита Глебович
Алексеев Никита Глебович
Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, лауреат Золотой медали РАО им. К.Д. Ушинского.
Родился в семье известного писателя Г.В. Алексеева (репрессирован в 1938 г.). В школьные годы интересовался наукой, искусством и спортом (был кандидатом в мастера по шахматам). В 1951-56 гг. учился в МГУ, поступив одновременно на два факультета – философский и физико-математический. Студентом второго курса знакомится с Г.П. Щедровицким (другом которого оставался всю жизнь) и другими членами логического (впоследствии методологического) кружка.
Включившись в работу кружка, Н.Г. Алексеев был одним из первых, кто пострадал за радикально новые идеи ММК в философии. Написав дипломную работу на кафедре логики с позиций разрабатываемой содержательно-генетической логики, вступил в конфликт со своим формальным научным руководителем (членкором АН СССР, профессором С.А. Яновской) и как сын репрессированного…получил справку, что прослушал полный курс наук по философии.
Несколько лет Никита Глебович преподавал математику в школе, заочно подготовил диплом и после его защиты в МГПИ им. Ленина, работая преподавателем на кафедре общей психологии (зав. А.В. Петровский), поступил (1961) в аспирантуру к классику российской психологии Н.Ф. Добрынину. Однако сформировавшийся у Н.Г. Алексеева за годы участия в деятельности ММК новаторский нормативно-деятельностный подход (см.: его статью в «Педагогике и логике») к логико-психологическому изучению мышления и там не нашел понимания кафедральных коллег, а потому диссертацию он смог защитить лишь в 1975 г.
После окончания аспирантуры Н.Г. Алексеев поступает (1966) в Институт истории естествознания и техники АН СССР – в сектор логики развития науки (зав. Н.И. Родный), затем переходит в сектор психологии научного творчества (зав. М.Г. Ярошевский) и сотрудничает с сектором системного исследования науки (зав. И.В. Блауберг). Тогда в ИИЕТ работало немало коллег Никиты Глебовича, прошедших через разные семинары ММК – Э.Г. Юдин, В.Н.Садовский, А.Я. Пономарев, И.Н. Семенов, в содружестве с ними он занимается разработкой методологических проблем философии науки, принципов проблемного обучения, а также изучением в контексте науковедения структуры творческого мышления как компонента научной деятельности.
В 1972-75 гг. Н.Г. Алексеев – психолог-консультант в Центральном институте физической культуры и спорта, откуда переходит в лабораторию методологии деятельности Института технической эстетики, где вместе с бывшими членами ММК Э.Г. Юдиным (до его кончины) и И.Н. Семеновым разрабатывает методологические принципы анализа концептуальных схем проектировочной деятельности и структуры эргономического знания.
Потеряв друга, Н.Г. Алексеев работает в группе методологических проблем эргономики (зав. И.Н. Семенов), где создает «Останкинскую методологическую школу» по разработке методологических средств эргономики и дизайна с системодеятельностных позиций ММК. Эти средства легли в основу фундаментальных руководств, изданных для стран-членов СЭВ «Эргономика: принципы и рекомендации» (1981, 1983) и «Основы методики художественного конструирования» (1981, 1983).
В 1978 г. Н.Г. Алексеев (совместно с Я.А. Пономаревым и И.Н. Семеновым) организует Всесоюзную секцию «Психология творчества» при Обществе психологов СССР, где в 1980-е гг. разрабатывает фундаментальные проблемы современной науки, творческой деятельности и системо-психологического изучения творческого мышления, участвуя в организуемых секцией международных симпозиумах по психологии творчества.
На рубеже 80-х годов начинается эпоха ОДИ. Участвуя в играх, которые проводит Г.П. Щедровикий, затем организуя и проводя свои, Н.Г. Алексеев сосредотачивается на внедрение системодеятельностной методологии и игровой психотехники в социальную практику для достижения эффективных результатов ее инновационного преобразования. В 1980-83 гг. он создает группу психологии шахмат в Инфизкульте (зав. – гроссмейстер А.В. Алаторцев), где обеспечивает (как психолог) подготовку олимпийского резерва и консультирует нескольких наших гроссмейстеров и олимпийский резерв страны.
В 1984-91 гг. Никита Глебович проводит ОДИ в НИИ, на промышленных предприятиях, в сферах образовании и госуправления, создавая для этого творческие коллективы в Москве, Киеве, Перми, Харькове, в Прибалтике, Крыму и на Урале. Сотрудничая с И.С. Ладенко и И.Н. Семеновым, он способствует организации в Новосибирском Академгородке и университете конференций по проблемам философии, логики, методологии, психологии, социологии и педагогике рефлексии, а также публикации фундаментально-прикладных изданий по проблематике рефлексивной деятельности, внеся существенный вклад в ее научное изучение и практическое использование.
В 1991 г. Н.Г. Алексеев создает в Институте педагогических инноваций РАО (директор В.И. Слободчиков) лабораторию методологии проектирования инновационного образования, а затем отдел философии и методологии проектирования образовательных систем, социализируя системодеятельностную методологию и игротехнику. В целях рефлексивного анализа и обобщения инновационного опыта внедрения методологии в практику научных исследований, образования и управления Н.Г. Алексеев организует Экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности (при Московском департаменте образования) и Научный совет по философии образования (при Президиуме РАО). В совместно с Ю.В. Громыко, В.В. Рубцовым и В.И. Слободчиковым организованной Московской академии культуры и развития образования разрабатываются проекты Федеральной программы развития Российского (1993) и столичного (1994) образования. Тогда же Никита Глебович проектирует и участвует в организации инновационных экспериментальных площадок, в частности Республиканского колледжа управления (Судак, Крым) и колледжа «Предпринимательства и социально-трудового проектирования» (Москва).
В 2002 г. Н.Г. Алексеев удостаивается ученой степени доктора психологических наук. В его итоговой монографии «Проектирование условий развития рефлексивного мышления» обобщены его философско-методологические разработки и психолого-педагогические исследования, представлены концептуально-методические основы созданной им научно-методологической школы, из которой вышли многие методологи, психологи, педагоги, игротехники, управленцы, реализующие и развивающие методологию ММК.
Основные публикации:
Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. 1957, № 3; 1958. №№ 1, 4; 1959. №№ 1, 4, 5; 1960. №№ 2, 4, 5, 6; 1961. №№ 4, 5; 1962. №№ 4, 5, 6.
Алексеев Н.Г. Типологическая проблематика в изучении целостных образований // Системные исследования. Ежегодник. М.1977.
Алексеев Н.Г. (ред.). Использование ОДИ в системе педагогического образования. Пермь. 1992.
Алексеев Н.Г. Конструктивно-инновационный смысл методологии // Кентавр. 1996. № 2.
Алексеев Н.Г. Культурное значение методологии // Вопр. методологии. 1997. № 3-4.
Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач. М. 2002.
Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, № 2.
Алексеев Н.Г. Философские основания рефлексивного подхода // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М.-Ярославль. 2004.
Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск. 1991.
Алексеев Н.Г., Злотник А.Б. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. М.1984.
Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-методологический анализ проблематики философии образования // Инновационная деятельность в образовании. 1995. № 2.
Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Шеин А.Б. Развитие методологических исследований в эргономике // Техническая эстетика. 1983. № 3.
Алексеев Н.Г, Юдин Б.Г. Проблема системности исследования в психологии // Вопр. психологии. 1977. № 3.
Алексеев Н.Г, Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества. // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.1971.
Семенов И.Н. Развитие концепции Н.Г. Алексеева на фоне становления рефлексивно-методологического подхода.// Кентавр. № 34 (2004).
Семенов И.Н. Основные научные труды Н.Г.Алексеева. // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования (Сборник памяти Н.Г.Алексеева). М.-Ярославль. 2004.
Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г., Костеловский В.А. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований // Доклады АПН РСФСР. 1960. №№ 2, 4; 1961, № 4, 5.